После того как вы поймете каким образом разные цветные фильтры влияют на черно-белую фотографию, вы сможете их использовать для создания фотографий, выражающих ваше собственное творческое видение сюжета. В черно-белой фотографии это намного важнее, чем в цветной. Так как вам приходиться отступать от передачи реальности, убирая цвет с изображения.
Применение наиболее распространенных цветных фильтров для черно-белой съемки.
Большинство фотографов занимающиеся черно-белой фотографией имеют в своем арсенале три-четыре различных светофильтра. Так они могут подбирать необходимый фильтр в нужной ситуации. Самые распространенные светофильтры — желтый, оранжевый и красный, их действие в чем-то схоже. Самый слабый эффект дает желтый фильтр, а красный, наоборот, — самый сильный. Оранжевый находится где-то между ними.

Использование
цветных светофильтров в той или иной ситуации будет зависеть от вашего личного выбора. Специалисты в ландшафтной фотографии часто снимают с оранжевым фильтром, чтобы сделать небо драматичнее, особенно при съемках в плохую пасмурную погоду. А так как он, наравне с голубым притемняет еще и зеленый цвет, то общий контраст снимка заметно повысится. В результате светлые тона не будут такими плоскими, как обычно бывают на снимках, сделанных при такой погоде.
Применение цветных фильтров для черно-белой съемки в солнечную погоду.

В солнечную погоду, когда естественная контрастность света и так достаточно высока, можно ограничиться просто желтым фильтром, который поможет вам добиться более сильного эффекта в этих условиях. Если же вы хотите еще больше повысить контрастность изображения, то вам будет необходим красный или оранжевый фильтр. Но будьте осторожны, особенно при использовании красного фильтра. Наряду с более сильным затемнением неба, он также существенно притемняет зеленые цвета, вода с отраженным в ней небом в этом случае становится просто черной. Тени тоже станут темнее, так как они освещаются светом, отраженным от неба. Так вы можете получить слишком темную фотографию. Возможно, именно такое изображение вам и нужно. Но, скорее всего, вы ожидаете увидеть что-то совсем другое.
Один из способов решить проблему — поместить на передний план какой-нибудь интересный предмет, который не притемняется красным фильтром. В таком случае этот светлый предмет будет выделяться на темно-зеленом фоне. В идеале это может быть что-то красного цвета — клумба с красными маками, так как красные маки будут осветлены фильтром.

В начале процесс принятия решения о выборе фильтра может показаться вам сложным, если у вас есть какие-то сомнения, то сделайте снимок с тем светофильтром, который, по вашему мнению, даст максимальный результат, а потом попробуйте сделать еще кадр с более слабым фильтром, для страховки. Так же иногда стоит сделать и снимок без фильтра. При печати с негатива вы сможете сравнить полученный вариант с фильтром и без него.
Еще не надо думать, что вам обязательно нужен какой-то светофильтр при черно-белой съемке. Более 75% черно-белых снимков сделаны без них, а характер и настроение фотографии можно поменять на стадии печати, используя разные фильтры для изменения контрастности или просто недодерживая снимок при печати фотографии.
MiG29_vmvp