Фильтр (гель или gel (джэл), фолиевый светофильтр) — необходимый и незаменимый инструмент любого продвинутого фотографа, позволяющий существенно расширить его возможности по производству качественной, эстетичной, яркой и индивидуальный фотографии.
Фильтры для фотографов производятся в рулонах, чаще всего 1.22 м на 7 метров (48 дюймов — размер стандартной фрострамы, на которую фотографы и осветители прикрепляют фильтры), но иногда режутся производителем или самими фотографами до меньшего размера, что позволяет использовать их с большим удобством и брать с собой на выездные съемки.
Системы нумерации фильтров для вспышек.
Фильтры для вспышек имеют общую номенклатуру сразу среди нескольких производителей, т.е. один номер обозначает один и тот же цвет или тип сразу у нескольких производителей. В настоящее время широко используются две системы нумерации: система LEE, имеющая трехзначный номер, и система ROSCO, использующая многозначную систему. В нашей стране более широко используются трехзначные обозначения LEE, поэтому в данной статье я и буду пользоваться ей. Существуют справочники, позволяющие “переводить” фильтры из одной системы в другую. Поэтому, если кто-то приобрел фильтры с обозначениями по системе ROSCO, то сможет сопоставлять наши значения со своими, когда я ссылаюсь на те или иные номера фильтров.
Аксессуары для стробистов.
Выпускается огромное количество фильтров различных цветов и степени прозрачности. Порою даже может показаться, что слишком чрезмерное количество, которое ненужно для фотографа. Некоторые фотографы даже искренне уверены, что последующая обработка в программе Photoshop позволит заменить любой фильтр, что является, безусловно, глубочайшим заблуждением.
Да, фильтров действительно очень много, номенклатура доходит до сотен позиций. Они отличаются по плотности, имеют свой уникальный спектральный рисунок, они обладают различной степенью прозрачности, рассеивания, по разному ведут себя с различными типами света. Поэтому, для продвинутого фотографа (а именно таким вы стараетесь быть, или уже являетесь) не может быть просто цветных фильтров: красного, синего, зеленого, желтого. Каждый из них уникален, надо стараться иметь как можно больший ассортимент фильтров в своем арсенале. Но не просто иметь, как разноцветные карандаши в коробке, а постоянно тестировать их: как он себя ведет с тем или иным источником света, как сочетается с цветом кожи модели, какие создает потери для света. Постепенно фотограф формирует набор любимых фильтров: они предсказуемы, их оттенки укладываются в его эстетические представления, он уверен в том, какой они произведут эффект, ведь порою похожие фильтры будут вести себя совершенно по-разному. Мы поймем в дальнейшем, что фильтры нужны не только для того, чтобы “закрасить” фон в какой-нибудь цвет. Для этого фильтры не нужны, для этого нужны цветные фоны. Фильтры порою вносятся в картинку на уровне нюансов, оттенков, намеков, и от того, как вы будете искусно владеть ими, знать их характеристики, будет зависеть ваш успех в фотографии.
Желательно сразу знать номера, названия фильтров. Записывайте их себе в блокнот, сделайте маленькие стикеры и наклеивайте их на уголки фильтров — это позволит хорошо запоминать номера, быстро находить нужный фильтр. Должно войти в хорошую привычку запоминать и называть цветные фильтры по номерам. Вам нужно будет периодически закупать новые, и вы постепенно будете вытеснять из своей студии “не ваши” фильтры, оставляя те, которые вам максимально подходят.
На начальном этапе знакомства с фильтрами, советуем вам закупить разных фильтров на ту сумму, которую потянет ваш бюджет, Поработав со всеми из них, вы поймете, какие вам оттенки нужны еще, какие фильтры лучше закупить рулонами, понимая, что будете их широко и интенсивно использовать в студии.
Ну и наконец практические аспекты применения: фильтры могут быть разного размера, но можно порекомендовать не стремиться за большими рулонами, а научиться применять фильтры тех размеров, которые подходят для стандартного рефлектора. Обычно размера 30 на 30 сантиметров достаточно, чтобы закрыть стандартный рефлектор. Если вы хотите использовать фильтры на портретной тарелке, рефлекторах увеличенного размера, и даже маленьких софтбоксах, то стоит обратить внимание на фильтры размером 60 на 60 см (половина ширины стандартного рулона). Если уж вы уверены, что будете вовсю использовать фильтры на больших софтбоксах, надевать их на фрост-рамы, то тут уже не обойтись без покупки фильтров рулонами.
Способы использования фильтров для вспышек.
Для фильтров удобно использовать держатели: складной или универсальный.
Фильтр, надетый на рефлектор, можно использовать двумя способами:
1. Надев его на рефлектор и используя свет от рефлектора напрямую, вы получите жесткий свет примерно сопоставимый с изначальными характеристиками света рефлектора (многие фильтры немного рассеивают свет, меняя его характеристики).
2. Направив рефлектор на отражатель, мы получим уже мягкий свет, который будет иметь те характеристики, которые заложены в используемой вами световой схеме. В качестве отражателя может использоваться не только лайт-диск (интересное решение, которое позволяет менять жесткость света, изменяя расстояние между отражателем и рефлектором), но и стена (а это возможность получения очень мягкого заполняющего света). Это может быть и зонт, и это будет простым и удобным решением.
В первом случае, если вы не хотите получить замысловатый и непредсказуемый рисунок света, вы лишены возможности частично закрывать рефлектор — при схеме прямого света вы вынуждены закрывать рефлектор полностью фильтром.
В то время как, используя фильтры через отражатель, помимо возможности использования фильтров небольшого размера, вы получаете еще одну уникальную возможность: мы можем их смешивать и менять насыщенность.
Предположим, вы используете рефлектор с зонтом. Перебирая многие варианты использования двух, а то и трех фильтров вы можете получить разнообразную гамму цветов и оттенков (правда с некоторой потерей силы света). Кроме того, закрывая рефлектор не полностью, вы получите не полную окраску света данным фильтром, а лишь частичную. Ведь так часто нам нужно получить лишь легкий оттенок в используемом свете, а не яркий насыщенный цвет. Этот способ использования даст вам поистине широкие возможности.
Oleg Tityaev